История развития систем уличного освещения в мире и России
Однако так было не всегда – всего лишь 250 лет назад крупнейшие населенные пункты мира утопали в темноте, создавая благоприятную обстановку для противоправных действий неблагонадежных граждан. История освещения и полна перипетий и непредвиденных поворотов, поэтому на ней стоит остановиться подробнее.
Впервые о необходимости развития ночного освещения в городах и за их пределами около 3000 лет назад задумались еще жители Китая и Месопотамии, а также других небольших стран Азии. Однако в их распоряжении не было электричества, ламп накаливания или светодиодов, и приходилось работать с подручными материалами. В одних государствах придумали поджигать газ, идущий по тонким бамбуковым трубам в направлении храмов и центральных площадей. В других использовали древесное топливо, разжигая костры вдоль главных дорог с наступлением темноты. Понятно, что их света было недостаточно для безопасного хождения или проезда. Однако даже это незамысловатое решение стало неплохим способом борьбы с уличной преступностью и отслеживания беглых рабов, предпочитающих покидать своих хозяев под покровом ночи.
В древних Афинах порядок и безопасность на улицах обеспечивали специально обученные люди. Их ставили возле костров, давали в руки свечи и поручали поддерживать огонь, подкидывая в него ветви и дрова. В Древнем Риме проблему решали с помощью масляных факелов – их устанавливали на домах, в арках и переходах, чтобы заплутавший ночной путник мог легко найти себе постоялый двор и без происшествий добраться в нужную точку города. В Египте, Ассирии и Вавилоне использовали масляные светильники, которые до сих пор находят на месте древних городов. Они представляли собой небольшую округлую емкость с фитилем из хлопка, который мог гореть в течение нескольких часов. Оставалось лишь регулярно пополнять запасы масла, чтобы в темное время суток горожане и их гости имели возможность передвигаться по городу без ненужных приключений.
Средневековая Европа в ночное время погружалась во тьму. Учитывая повсеместную грязь и отсутствие качественных дорожных покрытий, можно не сомневаться: для жителей перемещение по ночным улицам превращалось в настоящий квест с непредсказуемым концом. В Гранаде, расположенной на территории современной Испании, проблему решили по примеру арабских соседей – использовали масляные светильники. Однако вопрос ночного освещения не являлся для страны чем-то приоритетным – пытаясь выжить на враждебной территории, власти уделяли больше сил и средств военным приготовлениям. Поэтому запасы масла в светильниках пополняли нерегулярно, и качество освещения оставляло желать лучшего.
В корне изменить ситуацию удалось в Париже в 1558 году. Именно в это время в столице Франции было подписано указание Парламента зажигать на улицах города наружный свет с 10 часов вечера до 4 часов утра. Горшки со смолью – специальным горючим составом – размещались на больших и периферических улицах, и их своевременным поджигом занимались наемные работники. Однако столичное нововведение плохо прижилось в других городах, и им приходилось лишь завидовать парижским обычаям.
Первооткрывателем в системе уличного освещения стал Амстердам. Здесь в XVII веке возникла целая система из фонарей. Инициатором ее появления стал Ян ван дер Хейден – родоначальник городской пожарной охраны. Причина нововведения проста: город, изрисованный каналами, не имел перил или ограждений, и в темноте многие прохожие легко могли оказаться в холодной и грязной воде. Кроме того, нужно было что-то решать с преступниками, которые активизировались в ночное время суток, а также создать условия для борьбы с пожарами, что было невозможно при отсутствии хотя бы слабого освещения.
Итак, в 1669 году Амстердам украсили около 3000 масляных фонарей, конструкцию которых спроектировал и улучшил лично Ян ван дер Хейден. Его усилия не остались незамеченными: в том же году он занял пост Директора городского освещения с хорошим окладом. Фонари, созданные ван дер Хейденом, прослужили без малого два столетия, и лишь в 1840 году их было решено поменять на более современные осветительные устройства.
Нововведение предприимчивых голландцев быстро оценили на родине и в других странах мира. Заказы стали поступать с завидной регулярностью, и фонари ван дер Хейдена появились в голландском Гронингене, на городских улицах Германии и т.д.
Освещение на улицы российских городов империи принес император Петр I. Длительное время проживая в Европе во время своего обучения, он не мог не заметить фонари и другие осветительные устройства, решающие проблему ночной тьмы на улицах. Первые светильники украсили Санкт-Петербург уже в 1706 году, буквально через несколько лет после возведения города на Неве. Практически все они были сконцентрированы на улицах возле Петропавловской крепости. А уже в 1718 году их заменили стационарные фонари.
Городское освещение по достоинству оценили в холодном Петербурге с его длительными зимними ночами. В 1723 году стараниями полицмейстера Антона Дивиера в разных точках города было установлено почти 600 фонарей, для обслуживания и зажигания которых были наняты 64 фонарщика. Важное уточнение: в период летних ночей на освещение не тратились — его зажигали только в период с августа по апрель согласно циркулярам из Академии.
Чтобы новая традиция приобрела повсеместный характер, власти не поскупились на поощрение купцов, решивших заниматься городским освещением. За каждый горящий фонарь была назначена премия, поэтому их количество увеличивалось в арифметической прогрессии. Уже в 1770 году для обслуживания светильников были наняты 100 фонарщиков. А общее количество осветительных устройств в Питере к 1794 году достигло 3400 единиц. Европейские столицы могли лишь позавидовать такому размаху. Тем более что очень быстро петербургские фонари получили почетное звание самых красивых в мире. Если вспомнить, что в их создании принимали участие гениальные архитекторы Монферран, Расстрелли и Фельтен, этот факт не вызывает удивления.
Чтобы другие российские города не чувствовали себя обделенными, в ноябре 1730 года их «подсветили» специальным предписанием. По традиции, начали с Москвы — высочайшим указом на самых крупных и просторных городских улицах было предписано поставить одинаковые стеклянные фонари на расстоянии 10 сажен (около 21 метра) друг от друга со строгим соблюдением геометрии. Это были обычные масляные светильники, которые давали нестабильный тусклый свет. Поэтому очень быстро их сменили лампы на керосине, а в начале XIX века – газовые фонари.
Изобретателем газового фонаря стал Уильям Мердок из Великобритании. Первые образцы появились еще в 1807 году, украсив улицу Пэлл-Мэлл. Очень скоро традицию переняли все европейские столицы, в том числе – Санкт-Петербург, где газовые осветительные устройства появились уже в 1819 году. В 1835 году было образовано Общество освещения газом. Однако нашлись и несогласные, и в 1849 году в столице появились фонари, работающие на спирте. Понятно, что их эксплуатация была слишком дорогой, поэтому в 1863 году большую популярность приобрело керосиновое освещение. 1866 год был открыл в Петербурге настоящий бум на керосин – на улицах города были установлены 6400 керосиновых фонарей.
Конец девятнадцатого века благодаря научным работам П.Н. Яблочкова ознаменовало открытие электричества. Поэтому на смену газовым лампам пришли фонари нового типа, потребляющие электрическую энергию. В 1879 году сразу 12 таких конструкций, изготовленных по проекту архитектора Кавоса, украсили Литейный мост. «Русский свет» был принят в Европе на ура, и очень скоро ее крупнейшие города получили эффективное и доступное электроосвещение на темное время суток. Для питания фонарей на Мойке у Полицейского моста была построена электростанция, а в конце года 32 электрических фонаря осветили часть Невского проспекта от Фонтанки до улицы Большая Морская.
Прошел всего год, и для обслуживания ночного электрического освещения в Петербурге было построено уже 4 электростанции. Они обслуживали сразу 213 осветительных приборов. А в 1880 году электрические лампы пришли в Москву. На коронации императора Александра III с помощью дуговых ламп красиво подсветили сразу несколько улиц столицы, а также оформили иллюминацией из 3500 лампочек колокольню Ивана Великого.
Новая советская страна, решившая перевести поезд мировой истории на рельсы социализма, серьезно взялась за переустройство быта. Когда проблемы голода и локальных военных конфликтов удалось решить, а промышленность начала стабильно работать, специалисты взялись за старинное уличное освещение. Проблему темноты в ночное время было решено устранять с помощью ламп накаливания разной мощности. Они давали яркий поток света, но были слишком чувствительны к условиям эксплуатации и потребляли очень много электричества. Поэтому в 1960-х годах им на смену пришли ртутно-дуговые лампы, а уже в 1977 году – дуговые натриевые лампы, которые сохранились в некоторых провинциальных населенных пунктах до настоящего времени.
Изменилась и форма светильников. Большую популярность приобрели модели торшерного типа с корпусом прямоугольной или овальной формы, изготовленным из силумина. Их альтернативой стали гусаки – железобетонные фонарные столбы с бетонной вершиной, которые до настоящего времени сохранились кое-где в Подмосковье. Электрический кабель к лампам подводился через полую центральную часть столба, а завершали скромный образ небольшие светильники СПО-200.
Интенсивный рост городов и количества новостроек в 70-х годах прошлого столетия остро поставил вопрос экономии электроэнергии. Новая тенденция заставила срочно менять осветительные устройства, и на улицах городов стали появляться 8-метровые опоры с ртутными светильниками СППР. Иногда для экономии столбы не меняли, продолжая использовать прочные железобетонные сооружения. Ток к ним подводили воздушным путем, а старые лампы меняли на более экономные СППР.
Сегодня в РФ старые осветительные приборы практически полностью заменили железными конструкциями со светодиодными светильниками. Их главное достоинство – высокое качество и стабильность света при минимальных энергозатратах. Даже если эксплуатировать светодиодное освещение на улице в условиях полярной ночи, экономия будет весьма существенной. А длительный срок службы светодиодов позволяет рассчитывать на несколько лет бесперебойной работы.
Заглянуть в будущее уличного света непросто – технологии развиваются быстрыми темпами, и открытия сменяют друг друга как картинки в калейдоскопе. Возможно, уже через несколько десятков лет наши улицы украсят новые виды энергосберегающих ламп, которые будут работать на энергии солнца или ветра, получать питание из грунта или других природных источников. Не исключено создание осветительных приборов, которые будут двигаться за ночным пешеходом, освещая его путь или даже провожая до пункта назначения, указывая путь лучом света.
Без сомнения, новые фонари будущего будут яркими, стильными и безопасными, устойчивыми к жаре и холоду, экономичными и долговечными. Что ж, наберемся терпения и посмотрим, чем порадуют нас изобретатели и инженеры.