Освещение городских улиц и дорог: виды, особенности и требования

10.01.2022

Освещение городских улиц и дорог: виды, особенности и требования


Какие виды городского освещения существуют? Какие нормы используются при организации освещения дорог и улиц? Что необходимо учитывать при разработке проекта? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Содержание:

Городское освещение – комплекс светотехнических решений, которые способствуют комфорту и безопасности для пешеходов и водителей. Организация освещения улиц и дорог – сложная и ответственная задача, требующая комплексного подхода и высокого уровня профессионализма исполнителей проекта.

Какие функции выполняет освещение?

Благодаря продуманному освещению можно преобразить внешний вид города, сделать его более эстетичным, уютным и удобным для проживания. Оно позволяет улучшить видимость в тёмное время суток, сделать передвижение по городу более комфортным. Благодаря качественному освещению дорог водители могут лучше контролировать ситуацию при движении. Ярко освещенные пешеходные маршруты позволяют снизить уровень преступности в районе: преступники избегают мест, в которых их легко запомнить и впоследствии опознать.

Освещение дороги

Какими стандартами и нормами руководствуются проектировщики систем освещения?

Организация искусственного освещения улиц должна производиться в соответствии с нормативами СНиП 23-05-95. В этом документе изложены нормы для каждого из элементов системы освещения и каждого направления (пешеходные зоны, автомобильные дороги, посадочные площадки, улицы в сельской местности и прочие).

При организации городского освещения главным принципом проекта должно быть создание комфортной световой среды, которая соответствовала бы общей городской концепции – как в техническом, так и в эстетическом плане. На основе такой концепции создается план-задание, в котором детально прописываются все требования к системе освещения. Такой подход значительно упрощает проектирование и выбор светотехнического оборудования.

Нормы для освещения улиц в сельской местности и в городе, подсветка автодорог и пешеходных зон

Требования к освещению автомобильных дорог. От системы подсветки автодорог зависит безопасность дорожного движения в темное время суток. При организации системы освещения магистрали должны быть учтены следующие факторы:

Значимость улицы. Требования к уровню освещенности дорог отличаются в зависимости от их назначения и значимости. К примеру, наружное освещение улиц в центре села, подсветка городских площадей и проспектов должна быть интенсивнее.

Уровень трафика автодороги. По интенсивности пользования автомобильные дороги разделяются на:

  • дороги с небольшим трафиком (500 автомобилей в час и менее);
  • автодороги со средним движением (от 500 до 1000 автомобилей в час);
  • магистрали (от 1000 до 3000 машин в час);
  • трассы (от 3000 автомобилей в час и более).

Максимальная разрешенная скорость движения. К примеру, по скорость движения по магистрали на порядок выше, чем по дороге, проходящей по поселку или другому населенному пункту. Скоростные трассы должны быть лучше освещены для того, чтобы водители, двигаясь на высокой скорости, могли соблюдать дистанцию.

В соответствии со СНиПами и ГОСТ, яркость дорожного покрытия должна быть в пределах от 0,2 до 1,6 Кд/кв. м. В городе эта характеристика дороги должны быть не менее 1,6 Кд/кв. м (исключение – подъезды к аэропортам - 0,8 Кд/кв. м). Нормы освещенности автодорог варьируются от 4 Лк до 20 Лк и более. При этом для городских дорог этот показатель должен быть в пределах 10-15 Лк, для магистральных улиц районного значения – от 15-20 Лк, а для дорог и улиц местного значения – от 4 до 6 Лк.

Освещение дороги

Нормы освещения пешеходных зон. По каким принципам должно быстро построено освещение пешеходных улиц? Характеристики освещения мест для движения пешеходов определяются в зависимости от значения улицы, типа и размера населенного пункта. С наибольшей интенсивностью должны быть освещены пешеходные тоннели (от 50 до 100 Лк). Детские игровые площадки и остановочные площадки, служащие для посадки пассажиров в общественный транспорт, освещаются в пределах 10 Лк. Та же интенсивность освещения должна быть в местах пересечения автодорог, центральных улиц и переходных зон.

Приведем нормы освещения для других улиц, зон отдыха и городских территорий:

  • улицы местного назначения (к примеру, частный сектор) – не менее 2 Лк;
  • боковые аллеи парков — от 2 Лк;
  • стадионы — от 6 Лк до 10 Лк;
  • выставки — от 20 Лк;
  • центральные входы парков – от 6 Лк;
  • эстрадные зоны, входы в кинотеатры – от 10 Лк;
  • центральные аллеи парков – от 4 Лк.

Освещение пешеходных зон

Стандарты уличного освещения в сельской местности. В СНиП 23-05-95 эти нормативы изложены в отдельном разделе. По социальным стандартам и регламентирующим документам электрическое освещение улиц в поселке, деревне или селе должно быть в пределах 80%. Другими словами, допускается отсутствие подсветки тех улиц, которые мало используются. Второстепенные улицы в сельской местности, а также поселковые дороги и переулки освещаются в пределах 2 Лк, территории перед ТЦ и основные улицы – от 4 Лк.

Освещение в сельской местности

Правила организации систем освещения

Освещение улиц населенных пунктов – это нечто большее, чем просто установка фонарей в местах с недостаточным освещением. Проект включает в себя расчеты уровня освещенности, расчеты по трудозатратам по прокладке кабелей, монтажу светотехнического оборудования и многому другому. В расчетах необходимо будет учесть ряд параметров:

  • отражающая способность дорожного покрытия;
  • преобладающая цветовая гамма окружающего ландшафта;
  • уровень запыленности улиц;
  • количество осадков в этой местности;
  • ширина улиц;
  • характеристики световых шумов;
  • другие параметры.

При организации освещения нужно учитывать долгосрочные перспективы развития района (10 лет и более), которые могут включать расширение транспортных магистралей и строительство новых сооружений. Игнорирование генплана развития района впоследствии приведет к необходимости полной переделки системы освещения улиц. При проектировании также учитываются особенности объектов, которые расположены вблизи улиц и дорог. От них может зависеть расположение оборудования, его мощность и способ монтажа. 

После окончания разработки проекта необходимо выбрать оборудование, которое будет отвечать всем требованиям по энергоэффективности и уровню производительности, а также будет соответствовать стандартам и нормам (СП и СНиП). К другим ключевым характеристикам осветительного оборудования относятся электробезопасность, степень отказоустойчивости и продолжительность рабочего ресурса.

Виды освещения

Светотехническое оборудование различается по типу источника света, назначению, способу управления и типам опор. В уличных фонарях и другом оборудовании для уличного освещения могут использоваться разные виды ламп. Чаще всего применяются лампы двух групп – газоразрядные (натриевые, ртутные и металлогенные) и светодиодные. Расскажем о них подробнее.

Виды освещения

  • Газоразрядные ртутные лампы. Свечение обеспечивается люминофором – внутренним покрытием колбы. Минусы – таким лампам требуется пусковой аппарат и нужно время на разогрев. Для работы нужно высокое напряжение, при его понижении светильник не загорится. Колба нагревается до высоких температур;
  • Газоразрядные натриевые лампы. Световое излучение создаётся путем образования газового разряда в парах натрия. Дают теплый свет, отличаются высокой энергоэффективностью. Минусы – требовательны к условиям работы, могут выходить из строя при резких перепадах температуры воздуха;
  • Газоразрядные металлогалогенные лампы. Свечение обеспечивается разрядом галогенидов металлов в ртутных парах. Обладают высокой яркостью, часто используются для освещения больших площадей, имеют естественную температуру света.
  • Светодиодное оборудование. Принцип работы таких ламп построен на прохождении электротока через границу контакта двух полупроводников. Лампы на светодиодах отличаются компактными размерами, дают яркий, равномерный свет при минимальных затратах электроэнергии – это делает их наиболее предпочитаемым видом источника света для городского освещения улиц. Температура света от таких ламп может быть разной в зависимости от типа диодов.

Разделение по назначению. Светотехническое оборудование разделяется по назначению на:

  • Светильники для пешеходных зон, остановочных площадок, тротуаров, велосипедных дорожек. Для этой цели применяется рассеянное освещение, как правило, это фонари с плафонами шарообразной или цилиндрической формы;
  • Подсветка зданий, знаков, памятников, указателей и сооружений. Чаще всего для этого используются прожекторы и лампы направленного света;
  • Освещение оживленных магистралей, городских проспектов и иных дорог с плотным движением. Распространенное решение для таких задач – светильники с рефлектором, позволяющие концентрировать свет на участке дороги.

Разделение по методу управления источниками питания освещения. Уличное освещение может управляться следующими способами:

  • Ручное управление. Включение и выключение осуществляет оператор из пункта управления городским освещением;
  • Фотореле. Такая система полностью автономна, она автоматически реагирует на уровень освещенности и включает фонари с наступлением сумерек;
  • Программируемые блоки управления. При использовании такой системы можно устанавливать время включения и выключения освещения, позволяет экономить - программируя его яркость на разное время суток, можно снижать тем самым расход электроэнергии.

Разделение освещения по видам опор. Осветительное оборудование может крепиться на конструкциях следующих типов:

  • Металлические конструкции (чугун, сталь). Отличаются высокой прочностью, долговечностью и сравнительно небольшим весом. Могут иметь разный дизайн – минималистичный для проезжей части, ретро и классика с коваными элементами и иным декором – для пешеходных зон;
  • Бетонные столбы. Изготавливаются делаются из бетона, с армированием металлом. На бетонный столб устанавливается трубчатая стойка для крепления плафонов;
  • Композитные опоры – конусообразные или цилиндрические полые профили, сделанные из полимерных композиционных материалов. Такие опоры предназначены для освещения автомагистралей, дорог, улиц, площадей населённых пунктов, остановок общественного транспорта и пр.

Осветительное оборудование и инжиниринговые услуги от ГК «ЭКС»

Группа компаний «Энергосберегающая компания Сибири» реализует осветительное оборудование и внедряет энергосберегающие технологии, предоставляя широкий спектр услуг в сфере организации освещения. В ГК «ЭКС» можно приобрести надежное оборудование для промышленного, уличного, торгового, архитектурного освещения. В каталоге компании также представлены технические решения для организации освещения производственных цехов, АЗС, агрокомплексов, спортивных сооружений и логистических центров.

Освещение от ГК ЭКС

Группа компаний предлагает комплексные решения – организацию освещения «под ключ», включая:

  • проектирование;
  • электромонтажные работы (от предпроектной подготовки до монтажа линий электропередач);
  • заключение договоров с поставщиками электроэнергии и согласования в надзорных органах.

Благодаря наличию собственной электролаборатории, ГК «ЭКС» может предоставлять сертифицированную услугу аудита состояния электросетей, что позволяет выявлять поврежденные и проблемные участки системы электроснабжения, предотвращая тем самым аварийные ситуации.

Инвестиционные возможности «Энергосберегающей компании Сибири» позволяют ей предлагать своим клиентам лизинг, рассрочку на 1-3 года и энергосервисный контракт. Оказывается профессиональная помощь в расчете нагрузок, в разработке технического задания. Предоставляются образцы светотехнического оборудования, есть гарантийное обслуживание. Доставка и инжиниринговые работы производятся по всей России.

Вернуться обратно
ОПУБЛИКОВАТЬ В СОЦ.СЕТЯХ