Проектирование освещения торгового зала: параметры, стандарты, основные ошибки

19.09.2022

Проектирование освещения торгового зала: параметры, стандарты, основные ошибки


Грамотное освещение торгового зала – это не только обязательное условие для его бесперебойного функционирования, но и один из маркетинговых инструментов воздействия на покупателя. Светом можно создать комфортную атмосферу в зале, продлевая время нахождения в нем покупателей, привлечь внимание к определенным товарам, выделить их достоинства и скрыть недостатки. В конце концов, свет виртуозно жонглирует настроением, мотивирует и даже меняет физиологические реакции организма. Все это непосредственно влияет на рост продаж торговых сетей и итоговую прибыль.

Содержание:

  • Что может свет и какие задачи решает?
  • Правила расчета освещенности
  • Как правильно разместить световые приборы в торговом зале?
  • Важность цветопередачи светильников
  • Какие зоны в торговом зале надо освещать?
  • Виды светильников для эффектного и энергоэффективного освещения торгового зала

  • Освещение в магазине

    Что может свет и какие задачи решает?

    Освещение может поднять продажи до рекордных высот, а может их безвозвратно «похоронить». Светом можно выделить привлекательные нюансы товара, а можно представить его в уродливом виде или вовсе сделать невидимым для покупателей. Выделив группу товаров светом, можно добиться роста их продаж на 20-60%!

    Также светом можно выстроить траекторию движения покупателя по торговому залу. И речь идет не о световой дорожке, а о правильной подсветке разных зон, которая «ведет» человека от одного стеллажа к другому, как это требуется продавцу.

    Именно правильное освещение дарит покупателю внутреннее убеждение, что он оказался в нужном месте для своего шоппинга.

    Основные задачи, которые решает проектирование торгового освещения:

    • Создание комфортных условий для нахождения посетителей в зале, для выбора товаров, для расчёта за покупки.
    • Оформление интерьера в соответствии с задумкой дизайнера и маркетолога.
    • Создание с помощью света маршрута передвижения покупателей, привлечение их в конкретные зоны торгового зала.
    • Привлечение к магазину потенциальных покупателей, проходящих мимо.
    • Выделение среди конкурентов.
    • Расстановка световых акцентов в зале.
    • Подсветка выгодных позиций товара.

    Освещение в магазине

    Правила расчета освещенности

    Главное правило, на которое ориентируются инженеры при расчете параметров системы освещения – достаточное количество света для того, чтобы посетитель чувствовал себя комфортно, не напрягал зрение и хорошо видел представленный в зале товар.

    В качестве основы для расчётов берутся утвержденные СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» от 1995 года и СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение». Они подразумевают разную степень освещенности для разных категорий торговых помещений:

    • 400 – 700 Лк – в супермаркетах;
    • 300 – 500 Лк – в кассовой зоне;
    • От 400 Лк – в продовольственных магазинах;
    • От 300 Лк и выше – в магазинах самообслуживания, примерочных кабинках, залах, где выставляется новый товар;
    • От 200 Лк и выше – в торговых залах с посудой, мебелью, стройматериалами.

    При расчете требуемого светового потока, норма освещенности умножается на площадь помещения. А в дальнейших расчетах учитываются все имеющиеся нюансы: коэффициент отражения света стен и других поверхностей, цветовая гамма помещения, наличие в зале стеллажей, количество ламп в светильнике.

    Зачастую проектировщикам систем освещения приходится «нарушать» установленные нормативы, встраивая более яркие источники света, чем положено по СНиП. Это легко объясняется тем, что не всегда 300 и даже 500 Лк хватает для того, чтобы рассмотреть некоторые категории товаров. Особенно это касается мелких предметов и аксессуаров, для которых может потребоваться все 2 000 Лк. Но и чрезмерно яркий световой поток может вызвать у покупателей дискомфорт.

    Проект освещения в магазине

    Как правильно разместить световые приборы в торговом зале?

    Свето-композиция в торговом зале выстраивается по принципу усиления освещенности от центра помещения к его периметру. Ярко освещенные задние стены создают иллюзию камерности, мотивируют покупателя обойти весь зал.

    По периметру освещение выстраивается с помощью специальных карнизов или оборудования, оснащенных светильниками. Такое решение исключит наличие темных углов и слепых зон, которые посетители стремятся избегать. Также на равномерность освещения влияет правильное равномерное распределение и направление светильников.

    Еще один интересный момент при проектировании торгового освещения – внешнее визуальное восприятие прохожими. Если зал располагается в торговом центре, где наряду с ним рядом присутствуют помещения конкурентов, то с высокой долей вероятности покупатель посетит тот магазин, чье освещение будет более ярким и привлекательным.

    Важность цветопередачи светильников

    Известный факт – теплый свет меняет реальный цвет предмета. И если, например, поставить лампы с теплым светом в торговый зал с одеждой, мебелью, обоями, косметикой, то могут участиться случаи возвратов товаров. Ведь при дневном свете они могут раскрыться совсем с другой стороны и оказаться не того оттенка, на какой рассчитывал покупатель.

    Также теплый свет искажает и белый цвет предметов. Например, бытовые приборы могут казаться не новыми. Поэтому в ряде случаев важно устанавливать тот свет, который не искажает цветопередачу.

    Отправной точкой в этом вопросе становится рассеянный солнечный свет, который является эталоном для восприятия цвета любых предметов. Поэтому, чем выше индекс цветопередачи Ra источника света, тем более точно при таком освещении передается цвет товаров.

    С другой стороны, для выпечки и сыров, например, применяют теплый спектр освещения, а для мяса специальный цветофильтр, отсекающий синий и зеленый спектры. Так продукты выглядят более соблазнительными. А вот для рыбы, напротив, нужен холодный оттенок освещения, чтобы придать ей ощущение свежести.

    Освещение прилавка

    Какие зоны в торговом зале надо освещать?

    • Входная зона. Привлекает внимание проходящих мимо потенциальных покупателей, мотивируя выбрать этот торговый зал на фоне всех других. Свет используется достаточно яркий и комфортный.
    • Зона касс. Рекомендуемые значения освещенности для этой зоны варьируется в пределах 300 – 500 Лк. Однако на деле здесь чаще всего используют уровень 1000 – 2000 Лк с показателем дискомфорта UGR не более 19. Такие параметры создают максимальный комфорт как для покупателей, так и кассиров.
    • Торговые стеллажи с товаром. Здесь важно эффектно выделить товар. Причем, необходимо, чтобы он был освещен и на самой верхней, и на самой нижней полках. То есть свет должен обеспечить: читаемость ценников, выделение товара с выгодной стороны, освещение проходов между стеллажами, акцент на определенных видах товаров. Если представлен разнородный товар, то используют светильники с точной цветопередачей и вертикальной освещенностью 300 Лк - 500 Лк.
    • Зона, где демонстрируется новый товар. В этой зоне организуется акцентное освещение, привлекающее внимание покупателей к определенной точке. Свет призван выгодно выделить новый товар на фоне остального.
    • Витрины. Здесь уровень освещения зависит от того, какие товары представлены. Если темные, то используется более яркое освещение, если светлые, то оно наоборот приглушается. Средний параметр, на который ориентируют стандарты – 300 Лк. Также здесь часто используют различные цветофильтры, чтобы представить товар в наиболее выгодном свете.
    • Вспомогательные помещения. Для санузлов и гардеробных достаточно 50 – 75 Лк, а для административных помещений – 300 Лк, при условии, что это освещение максимально приближено к естественному.
    • Баннеры. Для привлечения к ним внимания используются линейные или точечные светильники с направляемым потоком света.

    Кроме всех перечисленных зон, важно помнить и о том, что в торговом зале необходимо организовать и аварийно-эвакуационное освещение. Оно подключается к независимой сети, имеет защиту от IP65 и выше, а также оборудовано автономным аккумулятором, способным поддержать работу системы аварийного освещения не менее трех часов.

    Виды светильников для эффектного и энергоэффективного освещения торгового зала

    Проектирование освещения торгового зала, предполагает, в том числе, описание параметров, которым должны соответствовать торговые светильники: мощность светового потока, уровень энергопотребления, тип распределения света, конструктивные особенности, класс защиты, уровень пульсации и многое другое.

    Чаще всего, в торговых залах можно встретить следующие типы светильников:

    • Линейные. Самый популярный вариант. Они имеют большое количество модификаций, предназначенных для выполнения разных задач. Их крепят либо непосредственно к потолку или стене, либо к подвесным кронштейнам на нужную высоту. Одной из разновидностей являются модульные светильники, состоящие из нескольких модулей, которые можно выстроить в нужной конфигурации. Позволяет создавать оригинальные конструкции, которые не только хорошо освещают, но еще и украшают торговый зал.
    • High Bay. Могут использоваться как для общего освещения помещения, так и для организации световых акцентов.
    • Имеют узконаправленный поток света и предназначены для подсвечивания определенной группы товаров.
    • Экспозиционные накладные. К ним относятся светильники с поворотными элементами, карданные и регулируемые прожекторы.
    • Трековые. Светильники располагаются на токопроводящей шине, могут регулироваться, подстраиваться под новые световые экспозиции.

    Самыми популярными для организации комфортного и энергоэффективного освещения в торговом зале являются светодиодные источники освещения.

    Торговые светильники

    Ошибки при проектировании и установке систем освещения в торговом зале:

    • Собственно, отсутствие самого проекта, который включает всю документацию и расчёты, исключающие вероятность появления ошибок и проблем с вводом системы в эксплуатацию.
    • Непродуманность расположения осветительных приборов. Это может повлиять на недостаточность освещения товара и, как следствие, низкие продажи.
    • Выбор неправильной цветовой температуры светильников. Искаженные оттенки, «пожелтевшая» бытовая техника, «подпорченные» продукты – это только часть того, как цвет лам может негативно повлиять на визуальное восприятие товара в торговом зале.
    • Неправильное направление светового потока. В первую очередь, свет должен быть направлен на товары, а уж потом на пол, стены и потолок.
    • Недостаточно контрастное акцентное освещение, которое может свести на нет выделение товарной позиции. И противоположная проблема – излишне драматичный контраст, имеющий эффект театральности.
    • Неправильное использование 4 типов освещения торгового зала: общего, акцентного, декоративного, рабочего.
    • Несоблюдение установленных стандартов и ГОСТов.
    • Выбор не энергоэффективных устаревших источников света. Известно, что светодиоды способны сэкономить до 80% трат на электроэнергию, по сравнению со светильниками прошлого поколения.
    • Неиспользование научных данных о влиянии света на покупательскую способность человека.

    Торговое освещение

    Этапы проектирования освещения торгового зала в ГК «ЭКС»:

    1. Исследование состояние объекта, выявление потребности в качестве и мощности освещения, замеры.
    2. Разработка светотехнического проекта и его визуализации с учетом технических и корпоративных стандартов.
    3. Расчет параметров светотехнического оборудование.
    4. Смета затрат и расчет окупаемости проекта.
    5. График проводимых работ и срок окончания реализации проекта.
    6. Подписание всех документов.

    Наша компания не только разработает проект с учетом всех пожеланий заказчиков и аспектов маркетинга, но и обеспечит период его окупаемости от 1 года. Мы предоставляем гарантию на светильники от 5 лет и монтажные работы от 1 года.

    Разработка и планирование освещения торгового зала включает в себя учет тысячи разных факторов, и специалисты компании ГК «ЭКС» знают о них все и даже больше. Мы создадим ваш личный идеальный план освещения, который повысит продажи и позволит сэкономить на электроэнергии!

Вернуться обратно
ОПУБЛИКОВАТЬ В СОЦ.СЕТЯХ
Вы можете связаться с нашими менеджерами для уточнения всех интересующих вас деталей.