Проектирование освещения торгового зала: параметры, стандарты, основные ошибки
Грамотное освещение торгового зала – это не только обязательное условие для его бесперебойного функционирования, но и один из маркетинговых инструментов воздействия на покупателя. Светом можно создать комфортную атмосферу в зале, продлевая время нахождения в нем покупателей, привлечь внимание к определенным товарам, выделить их достоинства и скрыть недостатки. В конце концов, свет виртуозно жонглирует настроением, мотивирует и даже меняет физиологические реакции организма. Все это непосредственно влияет на рост продаж торговых сетей и итоговую прибыль.
Содержание:
Освещение может поднять продажи до рекордных высот, а может их безвозвратно «похоронить». Светом можно выделить привлекательные нюансы товара, а можно представить его в уродливом виде или вовсе сделать невидимым для покупателей. Выделив группу товаров светом, можно добиться роста их продаж на 20-60%!
Также светом можно выстроить траекторию движения покупателя по торговому залу. И речь идет не о световой дорожке, а о правильной подсветке разных зон, которая «ведет» человека от одного стеллажа к другому, как это требуется продавцу.
Именно правильное освещение дарит покупателю внутреннее убеждение, что он оказался в нужном месте для своего шоппинга.
Основные задачи, которые решает проектирование торгового освещения:
Главное правило, на которое ориентируются инженеры при расчете параметров системы освещения – достаточное количество света для того, чтобы посетитель чувствовал себя комфортно, не напрягал зрение и хорошо видел представленный в зале товар.
В качестве основы для расчётов берутся утвержденные СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» от 1995 года и СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение». Они подразумевают разную степень освещенности для разных категорий торговых помещений:
При расчете требуемого светового потока, норма освещенности умножается на площадь помещения. А в дальнейших расчетах учитываются все имеющиеся нюансы: коэффициент отражения света стен и других поверхностей, цветовая гамма помещения, наличие в зале стеллажей, количество ламп в светильнике.
Зачастую проектировщикам систем освещения приходится «нарушать» установленные нормативы, встраивая более яркие источники света, чем положено по СНиП. Это легко объясняется тем, что не всегда 300 и даже 500 Лк хватает для того, чтобы рассмотреть некоторые категории товаров. Особенно это касается мелких предметов и аксессуаров, для которых может потребоваться все 2 000 Лк. Но и чрезмерно яркий световой поток может вызвать у покупателей дискомфорт.
Свето-композиция в торговом зале выстраивается по принципу усиления освещенности от центра помещения к его периметру. Ярко освещенные задние стены создают иллюзию камерности, мотивируют покупателя обойти весь зал.
По периметру освещение выстраивается с помощью специальных карнизов или оборудования, оснащенных светильниками. Такое решение исключит наличие темных углов и слепых зон, которые посетители стремятся избегать. Также на равномерность освещения влияет правильное равномерное распределение и направление светильников.
Еще один интересный момент при проектировании торгового освещения – внешнее визуальное восприятие прохожими. Если зал располагается в торговом центре, где наряду с ним рядом присутствуют помещения конкурентов, то с высокой долей вероятности покупатель посетит тот магазин, чье освещение будет более ярким и привлекательным.
Известный факт – теплый свет меняет реальный цвет предмета. И если, например, поставить лампы с теплым светом в торговый зал с одеждой, мебелью, обоями, косметикой, то могут участиться случаи возвратов товаров. Ведь при дневном свете они могут раскрыться совсем с другой стороны и оказаться не того оттенка, на какой рассчитывал покупатель.
Также теплый свет искажает и белый цвет предметов. Например, бытовые приборы могут казаться не новыми. Поэтому в ряде случаев важно устанавливать тот свет, который не искажает цветопередачу.
Отправной точкой в этом вопросе становится рассеянный солнечный свет, который является эталоном для восприятия цвета любых предметов. Поэтому, чем выше индекс цветопередачи Ra источника света, тем более точно при таком освещении передается цвет товаров.
С другой стороны, для выпечки и сыров, например, применяют теплый спектр освещения, а для мяса специальный цветофильтр, отсекающий синий и зеленый спектры. Так продукты выглядят более соблазнительными. А вот для рыбы, напротив, нужен холодный оттенок освещения, чтобы придать ей ощущение свежести.
Кроме всех перечисленных зон, важно помнить и о том, что в торговом зале необходимо организовать и аварийно-эвакуационное освещение. Оно подключается к независимой сети, имеет защиту от IP65 и выше, а также оборудовано автономным аккумулятором, способным поддержать работу системы аварийного освещения не менее трех часов.
Проектирование освещения торгового зала, предполагает, в том числе, описание параметров, которым должны соответствовать торговые светильники: мощность светового потока, уровень энергопотребления, тип распределения света, конструктивные особенности, класс защиты, уровень пульсации и многое другое.
Чаще всего, в торговых залах можно встретить следующие типы светильников:
Самыми популярными для организации комфортного и энергоэффективного освещения в торговом зале являются светодиодные источники освещения.
Ошибки при проектировании и установке систем освещения в торговом зале:
Этапы проектирования освещения торгового зала в ГК «ЭКС»:
Наша компания не только разработает проект с учетом всех пожеланий заказчиков и аспектов маркетинга, но и обеспечит период его окупаемости от 1 года. Мы предоставляем гарантию на светильники от 5 лет и монтажные работы от 1 года.
Разработка и планирование освещения торгового зала включает в себя учет тысячи разных факторов, и специалисты компании ГК «ЭКС» знают о них все и даже больше. Мы создадим ваш личный идеальный план освещения, который повысит продажи и позволит сэкономить на электроэнергии!